Музыкальное развитие детей раннего возраста

Консультация «Экологическое воспитание детей раннего возраста» Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста» Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения.

Музыкальное развитие в период раннего детства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Целью статьи является рассмотрение специфики раннего музыкального развития детей, трактуемого авторами как процесс музыкально-интонационного развития детей раннего возраста , опирающийся на комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации. Показана роль раннего музыкально-интонационного развития в формировании различных компонентов музыкальности , креативности и аффективного благополучия детей раннего возраста .

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Волчегорская Е.Ю., Ногина О.А.

Музыкальная деятельность как средство эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Эстетика музыкального сотворчества в раннем детстве: развитие философской личности (психологический аспект)

Текст научной работы на тему «Музыкальное развитие в период раннего детства»

Музыкальное развитие в период раннего детства

Волчегорская Е. Ю. доктор педагогических наук, профессор заведующая кафедрой ФГБОУВПО ЧГПУ Челябинск, Россия

Ногина О. А. ассистент ФГБОУ ВПО ЧГПУ Челябинск, Россия

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение специфики раннего музыкального развития детей, трактуемого авторами как процесс музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, опирающийся на комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации. Показана роль раннего музыкально-интонационного развития в формировании различных компонентов музыкальности, креативности и аффективного благополучия детей раннего возраста.

Ключевые слова: Музыкальное развитие детей раннего возраста, музыкально-интонационные модели.

Ранний возраст — особый этап в жизни ребенка, характеризующийся быстрым темпом физического, психического, социального развития ребенка, активным формированием разнообразных умений и поведения. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. По оценкам современных исследователей разных стран мира период раннего детства признан уникальным по силе эмоционально-чувственного восприятия. В раннем возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, играют ведущую роль во всех видах деятельности малыша: только то, что эмоционально впечатлило малыша, вызывает интерес, становится источником активного исследования, взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающей действительности. При этом сами эмоциональные проявления — эмоционально-выразительные возгласы и движения (мимика, жесты, пантомимика) -выступают для ребенка в качестве носителей информации, выполняя функцию «сигналов», позволяющих ему почувствовать, что происходит вокруг, а также показать, проявить те ощущения и переживания, которые испытывает он сам. Не случайно в педагогике раннего детства музыку и музыкальную деятельность, главное содержание которых составляют чувства и эмоции, относят к одним из первых естественных и доступных для малышей средств активного освоения окружающего мира, специфических «инструментов» выражения ребенком своих мыслей, чувств, желаний. Подтверждением этому являются современные отечественные и зарубежные психолого-педагогические и музыкально-педагогические исследования. Так, раннее музыкальное развитие сравнивается с овладением детьми таких базовых жизненных навыков как ходьба и речь (J.Peery, L.Levinowitz, К.Guilmartin), оно сопоставляется по значению с логико-математическим, лингвистическим, телесно-кинестетический развитием малышей (О.Оагёиег). Музыка в период раннего детства признается особой, первичной системой познания, которая способствует развитию пространственного мышления, активизации зрительного восприятия, внимания, кратковременной памяти у детей (Т.Аш81хоп§, 1Но1аЬап, L.Davidson).

Многие исследователи отмечают, что все дети рождаются с высоким потенциалом музыкального восприятия, позволяющего малышам уже в раннем возрасте чувствовать и понимать язык музыки (^.Впё§ег, Б.ТгеЬиЬ, .Г^апШеу, С.МаёБеп, М.2еп1;пег), При этом первичным в онтогенезе музыкального восприятия признается эмоциональное реагирование на интонационно-выразительные элементы музыкального языка, способность к «интонационно-слуховому различению, отождествлению, узнаванию» [5]. Музыкальные интонации представляют собой синтез всех выразительных средств музыкальной речи и выступают в роли эмоционально-смыслового, содержательного начала в музыкальном произведении. По мнению ряда исследователей (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, А.А. Леонтьев, А.Н. Сохор, Б.Л. Яворский, Д.К. Кирнарская, А.В. Торопова) интонационный слой музыки содержит ряд априорных значений, восходящих к истокам слуховой коммуникации — древним возгласам, голосовым сигналам, которые служили человеку ориентирами в окружающем мире. Они «расшифровываются» человеком подсознательно, с первых дней жизни, являясь информационными компонентами коммуникативной системы более древнего происхождения, чем речь. Поэтому музыкальные интонации без усилий распознаются малышами, вызывая у них палитру ощущений, эмоций, образов.

Особую роль в эмоциональном и адекватном восприятии интонационной стороны музыки играет присущая малышам моторно-двигательная активность — непроизвольная двигательная реакция, которая является для детей раннего возраста своего рода эквивалентом переживания музыкального времени (ощущения ритма пульсации) и зрительно-пространственных представлений (ощущения темного или светлого оттенка звука, близости или удаленности музыкального объекта, чувства плотности, насыщенности или разреженности звучания представления о музыкальных линиях и т.п.) Кроме того, за восприятием музыкального звука в процессе музыкального интонирования у детей раннего возраста стоит непроизвольное внутреннее пропевание интонации, «сопровождающее особого рода поисковый процесс» [2]. При этом музыкальная интонация не только ощущается ребенком на слух, но и двигательно «проживается», «соинтонируется» в активном взаимодействии с музыкой.

Способность детей раннего возраста воспринимать музыку на интонационно-образном уровне, идентифицировать и эмоционально реагировать на музыкальные интонации как смысловые единицы музыкального языка позволяет рассматривать музыкальное развитие в раннем возрасте как процесс музыкально-интонационного развития. Ключевым звеном данного процесса является комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации, представленные в музыке в виде обобщенных конструктов, стереотипов общения [3]. Являясь сенсорно-образными эталонами, они помогают ребенку правильно «расшифровать» получаемую музыкально-сенсорную информацию, адекватно воспринять музыкальный образ.

Музыкально-интонационные модели представляют собой устойчивые мелодические образования интерсенсорного характера, с определенным звуковысотным, ритмическим, динамическим и тембральным соотношением звуков. Они ассоциируются с определенным визуальным образом и имеют двигательно-пространственное игровое отображение. Например, музыкально-интонационная модель «Плача», состоящая из нисходящих, близко расположенных мелодических ходов-вздохов имеет визуальный образ плачущего зайки, которого ребенок «изображает», закрыв ладонями глаза и слабыми наклонами головы вниз. Интонационный профиль музыкально-интонационной модели «Маятника», построенный на чередовании двух звуков в спокойном размеренном темпе, ассоциируется с образом часов с маятником, двигательно-пространственным отображением которого являются укачивание на руках воображаемой куклы или покачивание из стороны в сторону.

В процессе раннего музыкально-интонационного развития музыкально-интонационные модели выступают в качестве объектов музыкальной деятельности и служат источником активного включения детей в процесс восприятия и воспроизведения музыки. В игровых заданиях малыши пропевают музыкально-интонационные модели, озвучивая музыкальные образы. С помощью мимики, движений корпуса и рук, отражающих характер интонаций, дети «перевоплощаются» в воспринимаемый образ. Используя музыкально-интонационные модели, придумывают инструментальное сопровождение музыкальным произведениям и исполняемым песням, иллюстрируют рассказы, стихи, сказки; пробуют интерпретировать музыкально-образные представления в продуктивной и игровой деятельности.

Процесс раннего музыкально-интонационного развития, основанный на восприятии и понимании малышами музыкально-интонационных моделей как интонационных единиц музыкального языка, опирающихся на образно-смысловые, символические коммуникативные архетипы, способствует вовлечению детей в процесс общения с музыкальным искусством, активизирует у них потребность в выражении своих ощущений, впечатлений, эмоций, желание создавать новые музыкальные образы.

Сфера музыкально-интонационных образов, задействуя весь сенсорный, эмоциональный опыт ребенка, не только активизирует развитие таких компонентов музыкальности ребенка как звуковысотный слух (способность различения детьми низких и высоких звуков и способность звуковысотного воспроизведения музыкальной фразы) и интонационно-образное восприятие (умение ребенка находить визуальные и двигательные ассоциации интонационным характеристикам музыкальных звуков), но и побуждает ребенка к активной творческой деятельности. Музыкальный образ посредством воображения изменяется, трансформируется. За счет комбинирования, вариативного использования выразительных средств и технических приемов он может быть дополнен, перенесен в сферу других видов искусств. В результате малыш создает собственный субъективный образ — новый «продукт», новую единицу в сфере личного мировосприятия, расширяющую его представление об окружающей действительности. При этом соотношение между музыкально-интонационным развитием и креативностью ребенка тем яснее и определеннее, чем выше интонационно-слуховая активность, которая и порождает заинтересованное, творческое отношение к музыке и музицированию. По-видимому, сфера музыкально-интонационных образов, задействуя весь сенсорный, эмоциональный опыт малыша, активизирует и процесс творческого самовыражения ребенка в различных формах деятельности [4].

Процесс создания нового — песенки, танца, рисунка или сказки — вызывает у ребенка чувство свободы и радости, ощущение удовольствия от своей созидательной деятельности. Особенно важно, что осуществляемое в раннем возрасте музыкальное развитие позволяет создавать ситуации эмоциональной комфортности, выступая доминантой в комплексе воспитательных средств, направленных на формирование позитивного, гармоничного мироощущения ребенка. Общение с музыкой приносит детям радость, насыщает жизнь яркими впечатлениями и положительными эмоциями. Закрепляясь в раннем детстве, позитивные эмоциональные проявления являются показателем полноценности жизни, удовлетворения внешних и внутренних, психологических потребностей ребенка.

Существенным моментом является и то, что раннее музыкальное развитие реализует естественную потребность малыша выражать свои эмоциональные переживания в действии — простейших танцевальных движениях, вокализации, пластических импровизациях. Переживание радостных состояний в голосовом и двигательном самовыражении в процессе музыкальной деятельности можно рассматривать как важнейшее, природосообразное средство формирования оптимистического мировоззрения [5]. Это подтверждается выводами современной гуманистической педагогики и психологии, утверждающей, что первичная,

биологическая ориентация жизни направлена на получение телесно-двигательного удовольствия, поскольку это способствует физическому и психическому здоровью.

Таким образом, раннее музыкально-интонационное развитие, осуществляемое на основе активного восприятия детям в период раннего детства интонационного слоя музыки, содержащего основную смысловую, эмоционально-образную музыкальную информацию, дает малышам коммуникативный, двигательный, интерсенсорный опыт, оказывая огромное влияние на становление эмоционально-ценностного отношения к миру, актуализацию личностного потенциала каждого ребенка.

1. Беляева-Экземплярская С.Н. 1974 Заметки о психологии восприятия в современной музыке // Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.Г. Арановского. М. С. 45-49.

2. Арисменди А.Л. 1989. Дошкольное музыкальное воспитание. М.

3. Кирнарская Д.К. 2004. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.

4. Волчегорская Е.Ю., Ногина О.А. 2011. Раннее музыкально-интонационное развитие: ключ к формированию креативности младших дошкольников // Искусство и образование. №5. С.49-54.

5. Волчегорская Е.Ю., Ногина О.А. 2012. Качество жизни и раннее музыкальное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. №4. С.115-119

Раннее музыкальное развитие детей

Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша. Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.

Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?

Раннее музыкальное развитие детей

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте. Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам. А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.

Итак, плюсами являются:

  • развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
  • активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • освоение координации движений;
  • формирование способности к обучению;
  • развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
  • развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.

Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:

  1. Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
  2. Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
  3. Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
  4. Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.

Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.

Методики раннего музыкального развития детей

Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.

Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки

Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.

Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.

Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.

Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали

Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны.

Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.

Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:

  1. Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
  2. В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
  3. Пойте без аккомпанемента.
  4. Меняйте темп песенок.
  5. Обязательно хвалите детей.
  6. Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.

Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.

Методика Карла Орфа

Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.

В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

Особенности раннего музыкального обучения

Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.

Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:

  • пальчиковые игры;
  • показ игрушек с пением;
  • поиск источников звука;
  • узнавание картинок по разным звукам;
  • танцевальные движения под музыку;
  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • звукоподражание;
  • упражнения на развитие слуха;
  • игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).

Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук. В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования. Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.

Музыкальное развитие детей раннего возраста в ДОУ

Задачи музыкального воспитания в детском саду
Музыкальное воспитание относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной деятельности.

Музыкальное воспитание в детском саду – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека, которое включает целенаправленное формирование личности дошкольника в процессе активной музыкальной деятельности путём воздействия музыкального искусства. Формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

В раннем возрасте творческая активность ребёнка развивается во всех видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и танцах; подпевании попевок, песен. Впоследствии, по мере накопления песенно – танцевального опыта, дети будут учиться самостоятельно применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Музыкальный руководитель обогащает музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, содействует возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Дети раннего возраста имеют краткосрочную память, их познавательная деятельность сосредотачивается исключительно в «данный момент». Ребенок видит и познает только то, что видит и ощущает. Он не учитывает и не осознает прошлое и будущее, не может опираться ни на чей опыт, поэтому играет, действует, живет «здесь и сейчас». Ребенок может смеяться и сразу рассердиться, если кто-то засмеялся рядом, он может взять игрушку и попытаться забрать другую. Он не может самостоятельно сделать осознанный выбор каких-то занятий, а действует сиюминутно, ситуативно. Малыши с трудом воспринимают все новое (вспомним первые дни посещений дошкольного учреждения).

В то же время маленький ребенок открыт всему, что его окружает, и способен узнавать знакомые предметы, начинать действовать (бегать или пританцовывать) под знакомую мелодию, поскольку для ребенка очень важен процесс восприятия и узнавания уже знакомого.

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность, что особенно важно для детей с нарушением зрения. На занятиях органично используются такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый.

Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в совершенно другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная деятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тесная работа музыкального руководителя и воспитателя.

В определенные моменты воспитатель имеет возможность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ладошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимными моментами и ситуациями (умывание, одевание, сборы на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкальные минутки, используя интересные аранжировки материала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Большое значение для малыша имеет взаимодействие (совместная деятельность) со взрослым, в частности с музыкальным руководителем и воспитателем.

Первоначальные занятия музыкальный руководитель проводит в группе: знакомится с детьми и просто с ними играет, рассматривает игрушки. Детям нужно привыкнуть к новой форме общения и новому человеку. В дальнейшем музыкальный руководитель приглашает детей «в гости», в музыкальный зал.

Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогащает эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспитанию.

В этот возрастной период детей приучают слушать, запоминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, изменять движения с изменением характера мелодии, эмоционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высокое — низкое, быстрое — медленное). Вырабатывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать ножками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музыкально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бубен, погремушка, колокольчик и др.).

Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.

В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны различия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенностями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреждение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что естественно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правильно организованной музыкальной деятельности является ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т.е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.

Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методически грамотно и исходить, прежде всего, от их педагогической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить праздничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в которой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполняют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций.

Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнакомых людей рядом всегда стресс.

Разделы музыкального занятия в 1-й младшей группе
Музыкально-ритмические движения.
Развитие чувства ритма.
Пальчиковые игры.
Слушание музыки.
Подпевание.
Пляски, игры.

Музыкально-ритмические движения
Задачи:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Развитие музыкального слуха.
3. Формирование основных движений (ходьба, бег, прыжки).
4. Знакомство с элементами плясовых движений.
5. Формирование умения соотносить движения с музыкой.
6. Развитие элементарных пространственных представлений.

Развитие чувства ритма
Задачи:
1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.
2. Уметь маршировать и хлопать в ладоши.

Пальчиковые игры
Задачи:
1. Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.
2. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки.
3. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Слушание музыки
Задачи:
1.Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.
2.Развитие представлений об окружающем мире.
3.Расширение словарного запаса.

Подпевание
Задачи:
1. Расширение кругозора и словарного запаса.
2. Формирование активного подпевания.
3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.
4. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.

Пляски, игры
Задачи:
1. Формирование активности в играх, плясках.
2. Развитие чувства ритма.
3. Формирование элементарных плясовых навыков.
4. Формирование коммуникативных отношений.
5. Развитие координации движений.

Выбор репертуара
Репертуар формируется следующим образом: сборник Н. Ветлугиной, И. Дзержинской, Л. Комисаровой «Музыка в детском саду» (песни, игры, пьесы), сборник И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ясельки», которые включают русские народные потешки, прибаутки, колыбельные, пьесы для слушания, в соответствии с возрастом, произведения композиторов – классиков детской песни: Е. Тиличеевой, А. Филиппенко, М. Раухвергера, М. Красёва, Т. Попатенко, В. Карасёвой. Используется музыкальный материал современных педагогов – композиторов, работающих в детских садах: Е. Гомоновой, Г. Вихарёвой, М. Картушиной.

Заключение
Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в детском саду и в семье через знания о музыке, приобретение умений и навыков. Знания, умения и навыки способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, мы приобщаем его к музыкальной культуре, закладываем её основу.

Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей.

Цель музыкального воспитания в детском саду: воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения.

Музыкальное развитие детей раннего возраста

Специалисты-психологи перинатального развития утверждают, что ребенок слышит звуки еще во внутриутробный период. Они узнают голоса родителей и реагируют на него. Тревожная музыка вызывает у ещё не родившегося ребенка учащение пульса, спокойная – умиротворение. Это можно увидеть и на личике ребенка с помощью аппарата УЗИ.

Восприятие

Маленькие дети воспринимают музыку в целом как сложный акустический стимул, еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагируют в основном на ее характер. Но отношение к музыке в будущем, эмоции, связанные с ней, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах его жизни.

До года

Второй год жизни

Третий год жизни

До года ребенок может активно слушать музыку в течение 20-30 секунд, затем перерыв 1-3 чек. С 20-30 сек. Слушания. В целом одно занятие длится 2-3 минуты.

Активный период слушания может длится 40 секунд с перерывом 1-2 сек. Занятие 2-3 минуты. Репертуар 10-12 пьес в год

Активный период слушаний 1-1,5 мин. Перерыв 1-2 сек. Занятие 4-5 минут. Репертуар 12-15 пьес в год.

Рекомендуется проводит 3 занятия в неделю – одно занятие – посвящать только слушанию.

Слушание в раннем возрасте играет важную роль как средство музыкального развития ребенка:

— развивается музыкальный слух: детей приучают сосредотачивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детский музыкальных инструментах.

— развивается интерес к музыке: слушают небольшие музыкальные произведения, выражают эмоциональное состояние.

— развиваются музыкально-сенсорные способности: звук (высота, тембр, динамика – тихо и громко); регистры (средний и высокий, средний и низкий, низкий и высокий); темпы: быстрый и умеренный).

1. Пение взрослых для детей. Пение взрослых и аккомпанементом на музыкальных инструментах. Пение старших детей в сопровождении взрослого.

2. Инструментальная музыка. Простейшие образцы, лучше исполнение в живую. Не используются эстрадные обработки.

3. Слушание в группе, при неограниченной деятельности ребенка. Использование подлинных шедевров классической музыки.

4. Рассказ, иллюстрируемый музыкой. (2-3 инструментальные пьесы, объединенные сюжетом, тематикой). Рассказ лаконичен и выразителен, после музыкального произведения или в конце с музыкальным фоном. Недопустимо задавать вопросы при прослушивание – это этап закрепления.

Игрушка приобретает большое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если ребенок не называет ее, то он покажет игрушку. Использовать игрушку в слушании – опосредовано.

5. Слушание музыки в игровой форме. Опосредовано через игрушку.

6. Использование музыкальных инструментов. Исполнение произведений на различных инструментах.

Выбор произведения для развития восприятия музыки — очень ответственный момент для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Но есть правила, которые должен соблюдать каждый педагог независимо от своих пристрастий:

· Приобщение маленького ребенка к музыке, особенно классической, происходит постепенно, в процессе эмоционального общения со взрослым;

· Музыка должна быть интересна малышу, достаточно разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой, художественной, запоминающейся;

· Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз;

· Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания;

· Музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры ребенка. В лучшем случае ребенок ее просто перестанет замечать, а в худшем она вызовет переутомление у ребенка, что отразится на его поведении;

Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы. Музыкальные фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из нескольких фраз, звучащих 20 – 30 секунд;

Чтобы малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке скажите ребенку: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит разговаривать с малышом, лучше общаться с ним только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке. Маленький ребенок двигательно активен. Он не в состоянии длительное время находится в не подвижности, сосредоточенности. Чтобы продлить время восприятия музыки, включайте в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с предметами и без них. Слушать музыкальный фрагмент нужно до тех пор, пока у малыша сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если малыш отвлекся. После того как музыкальный фрагмент закончился, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями и, если малыш не устал, продолжите слушание.

Таким образом, в игровой форме вы сможете приобщить ребенка к шедеврам мировой музыкальной культуры, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития музыкального вкуса.

Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи и инструментальном исполнении, огромное значение как для музыкального, так и для общего развития ребенка имеет слушание песен, исполняемых мамой. Это могут быть народные (лирические, плясовые, колыбельные), популярные детские песни и др. Родители могут петь ребенку как и перед сном, так и во время бодрствования, чтобы укреплять чувство взаимного доверия, включать в игровую деятельность.

Развивая восприятие музыки у ребенка вы будете способствовать формированию интереса и любви к ней, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитию музыкальных способностей, а также внимания, произвольности.

Пение

Задача – приобщение детей к пению. Основное средство музыкального воспитания. Развивает слух, память, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

1. Малыша приучают прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса. Методика – воздействие выразительной певческой интонацией на эмоциональную сферу ребенка. При исполнении песни воспитатель и педагог смотрят на детей.

2. Затем учат ребенка подпевать отдельные звуки, окончания. Петь надо не громко. Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни, характер. Тексты песен простые и много повторений, тогда ребенок имеет возможность подпевать.

Прилетайте птички к нам, к нам, к нам.

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.

Первое, что появиться – подговаривание. Затем появляется звукоподражание: «ав-ав», «мяу» и др. Третий этап – слоговое пение «ля-ля», «баю-бай».

3. На третьем году жизни малыш начинает припевать отдельные слова, а затем и небольшие предложения. Задача – развивать и укреплять певческие интонации. Учитывает объем словарного запаса. Многие слова незнакомы детям и не применяются в активном словаре. 2 года – 200 слов, 3 года – 1200-1500 слов.

Возможно изменения положения детей, поскольку объем внимание не велик, а утомляемость достаточно большая. При пении можно встать и походить по залу, если песня хороводного характера. Имитировать движения руками, что помогает запомнить и понять текст песенки, характер, выдержать ритм.

Мелодию возможно сыграть на нескольких инструментах для запоминания детьми и развития слуха.

Возможно транспонирование мелодии, но только при слушании. Не нужно замедлять темп песни, поскольку теряется связь между словами. Самая приемлемая скорость речи – 100 слов с минуту.

Методика разучивания песни:

1. Знакомство – живое, выразительное исполнение. Исполнение на другом инструменте. Предложить детям подпевать, повторяя за воспитателем и музыкальным руководителем глаза – в глаза, при закрытом инструменте. Если внимание детей уже рассеялось на этом лучше завершить первый этап.

2. Повторное исполнение песни с аккомпанементом. Использование игрушки и воспитателя. Исполнение песни детьми более старшего возраста. Предлагаются вопросы, дублирующие текст песни. Затем предлагают малышам спеть повторяющие слова или звукоподражания.

3. Детям предлагается узнать и назвать песню (либо показать картинку, игрушку). Исполнение можно без аккомпанемента, при затруднении с инструментом. Разучивание по фразам без сопровождения (использовать детский музыкальный инструмент).

4. Дети узнают песню и самостоятельно подпевают. Использовать разные «мизансцены» для организации пения, имитирующие движения.

5. Дети узнают песню после первого пропевания. Начинают самостоятельно подпевать. Предложить спеть всю песенку (от возраста детей и способностей).

Дети 2-3 лет за год поют 10-12 песен.

Использование песен на празднике. Дети полностью поют или подпевают 1 песню на празднике. Используются игры с подпеванием. Длительность утренника 20-25 минут. Исполнение песни на празднике происходит лицом в педагогу или музыкальному руководителю, так как привыкли дети.

Музыкально-ритмические движения

Цель – развивать слух, музыкальную память и ритмические способности детей.

Цель упражнений – научить слушать музыку, различать ее, подготовка к разделу – слушание музыки.

Цель движений, композиций – обучить детей новых движениям. Эти движения включаются в пляску или в игру. Развитие первоначальных проявлений ритмичности.

При планировании занятия надо учитывать задачи. Не всегда целесообразно вводить слушание и музыкально-ритмические движения на одно занятие. И лучше начинать занятие с пения. Или с игры ручками и ножками – на стульчиках.

Дети 2-3 лет легко различают 2-3-х частную форму, запоминают движения упражнений, определяют разные по характеру инструментальные пьесы, слышать начало и конец музыкального произведения.

1. Выбор упражнения (возраст, особенности детей группы, физическое развитие).

2. Предварительная работа с воспитателем. Четкий и всегда одинаковый ритмичный показ – дети начнут путаться при другом показе.

3. Запаздывающий показ (с 3-4 занятия). Музыкальный руководитель играет пьесы, а воспитатель запаздывает с показом. Часть детей начнет самостоятельно выполнять движение, другие же будут ждать воспитателя. Обучающий момент в том, что одни дети довольны тем, что могут самостоятельно выполнять движения и показать другим детям. А те, которые не запомнили, тоже подключаться и затем вместе со всеми будут выполнять.

Использование атрибутов (погремушек, бубнов, кукол, султанчиков, флажков, колокольчиков, бубенчиков, кольца «серсо»).

Консультация «Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста»

Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка.

Психологи отмечают значение потребности у детей раннего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.

Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Ранний возраст- это когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки. Чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, развивать у детей интерес и любовь к музыке, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка. Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности :

— эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;

музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.

Виды детской музыкальной деятельности :

— слушание музыки;

— детская исполнительская деятельность (пение, музыкально — ритмичная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);

— детская музыкально-творческая деятельность.

Овладение ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка. Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми раннего возраста на основе подражания. Дети привыкают выполнять задания по показу и по словесным указаниям педагога. Разучивает стихи и песни, доступные детям по содержанию, ярко контрастные по характеру, в них имеются повторяющиеся слова, что позволяет стимулировать у детей звукоподражание взрослому. Первоначальная предпосылка музыкально ритмичных движений, ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движений. Прислушиваясь к звучанию различных музыкальных инструментов, дети учатся различать звуки по тембру и высоте (колокольчики, погремушки, бубен, барабан.) Развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста способствует наличие в группе музыкального уголка. Музыкальные проявления у детей третьего года жизни связаны с развитием восприятия окружающего мира, эмоционально-двигательной сферой, развитием речи. Под плясовую мелодию ребенок показывает ручки, ножки, учится топать, начинает осваивать ходьбу под музыку, выполняет несложные упражнения с предметами. Игровые действия также еще несовершенны – ребенок закрывает лицо руками, считая, что его не видно, прячется под зонтик от дождя. Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка. Педагог, включая песню, или читая стишок, предлагает детям поговорить, о ком или, о чем эта песня, стишок, показывает соответствующую игрушку, что помогает детям лучше запомнить произведение, вызывает эмоциональный отклик. Для активизации детей, пробуждения интереса к движению под музыку применяются разнообразные игровые приемы. Так, мишка, лошадка, или кукла смотрят, как двигаются дети, танцуют с ними, для них. Проведение праздников и развлечений, вызывает большой эмоциональный отклик у детей. Где они участвуют в танцах, подвижных играх, играх на музыкальных игрушках, выступают в роли сказочных персонажей.

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песен. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится, приседает под звуки музыки.

У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств, предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут воспроизвести несложную мелодию.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно действенного мышления к наглядно образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут с помощью взрослого спеть маленькую песенку; они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать, двигаться, играть.

Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности (третий год жизни, функция речи расширяется, она становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.

Необходимо: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться. Выражая свои желания, чувства, мысли, поощрять интересы малыша к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, сопровождать речью игровые действия, отношение к происходящему.

Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащать словарь названиями животных и их детенышей, звуками природы (ветер завывает, листья шуршат, названиями музыкальных инструментов. В играх учить детей соотносить словесное обозначение действий с собственными движениями и действиями игрушек.

Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков. Поддерживать самодеятельные игры со звуком в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.

Приобщение детей к миру музыки является важным средством его полноценного развития, что в свою очередь благоприятно отразится не только на его способностях (музыкальных, интеллектуальных, творческих, но и поможет каждому ребенку стать в будущем гармоничной и счастливой личностью.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» — писал П. И. Чайковский. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности детей, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности.

Задачи музыкального развития.

В задачи музыкального развития детей раннего возраста включают :

1) Развитие музыкального восприятия. Сюда входят разделы: слушание музыки, классической музыки, народных песен, знакомство со звуками живой природы (дождь, ветер, гром, и т. д.)

2) Формирование музыкальной культуры и музыкально – эстетического вкуса.

Развитие музыкальных способностей, формирование чувства ритма, памяти, внимания.

Задача: сформировать способность к слуховому представлению. Эта способность проявляется в воспроизведении мелодии по слуху, вырабатывается музыкально – ритмическое чувство, т. е. способность активно двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и его воспроизводить.

воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание слушать и исполнять ее. Развитие интереса и любви к русско-народной музыки.

формирование интереса и любви к пению и подпеванию детских песенок.

формирование умения использовать полученные знания и навыки в игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Музыка положительно влияет на развитие нервной системы детей. Дети любят петь и подпевать, они любят слушать музыку и получать от этого удовольствие, ведь с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость, грусть, тревогу, любовь. Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребенка. Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь детей является пение взрослыми, которое включается в различные моменты деятельности детей, колыбельные перед сном, потешки, приговорки во время купания и игры для развлечений; протяжные и лирические песни во время ручного труда, хороводные на прогулке, календарные на праздниках.

Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной в записи, но и пение воспитателем вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.

1. Утренняя зарядка. Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки, можно включать спокойную тихую музыку, во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. Например, на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет»

На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку и т. д.

3. Наблюдения на прогулке.

Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней.

Например, наблюдение за птицами «Птичка», «Зима прошла»;

За погодой «Дует, дует ветер», «Дождик, дождик пуще…», «Солнышко лучистое» и т. д.

4. После сна, тоже можно включать спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись.

В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию. Можно предложить детям их любимые песни или музыку, для прослушивания в группе.

Все это благотворно влияет на психику детей и на их развитие в плане музыкального образа.

Музыкальное воспитание и приобщение к музыке.

Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста :

1) создать благоприятную, радостную атмосферу, которая будет, побуждать детей к музыкальной активности, уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке.

2) различать контрастные особенности ее звучания (громкое-тихое, высокие-низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память и слух.

Формирование активности в музыкальной деятельности это основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей от 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Дети наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них, очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Задачи музыкальных занятий :

Музыкально — ритмические движения.

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Развитие музыкального слуха.

3. Формирование основных движений (ходьба, бег, прыжки).

4. Знакомство с элементами плясовых движений.

5. Формирование умения соотносить движения с музыкой.

6. Развитие элементарных пространственных представлений.

Развитие чувства ритма

1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.

2. Ритмично маршировать и хлопать в ладоши.

1. Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.

2. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки

3. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Слушание музыки

1. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Развитие представлений об окружающем мире.

3. Расширение словарного запаса.

1. Расширение кругозора и словарного запаса.

2. Формирование активного подпевания.

3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.

4. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.

1. Формирование активности в играх, плясках.

2. Развитие чувства ритма.

3. Формирование элементарных плясовых навыков.

4. Формирование коммуникативных отношений.

5. Развитие координации движений.

Пение и слушание музыкальных произведений.

Приобщение детей раннего возраста к музыке, происходит постепенно:

Музыка должна быть интересна детям, достаточно

разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой художественной, запоминающейся;

Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций незаконченных музыкальных фраз;

Подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания;

Музыка не должна быть фоном для самостоятельных игр детей. В лучшем случае дети ее просто перестанут замечать, а в худшем она вызовет переутомление, что отразится на их поведении.

Для развития и восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы. Музыкальные фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из нескольких фраз, звучащих 20 — 30 секунд;

Чтобы дети могли сосредоточить свое внимание на музыке, нужно сказать: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит разговаривать с детьми, лучше общаться с ними только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке. Дети раннего возраста, двигательно- активны. Они не в состоянии длительное время находится в не подвижности, сосредоточенности. Чтобы продлить время восприятия музыки, надо включать в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с предметами и без них. Слушать музыкальный фрагмент нужно до

тех пор, пока у детей сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку, не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если кто-то из детей отвлекся. После того как музыкальный фрагмент закончился, надо поделиться с детьми своими эмоциональными впечатлениями и, если дети не устали, можно продолжить слушание.

Таким образом, в игровой форме можно приобщить детей к музыкальной культуре, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития музыкального вкуса. Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи, огромное значение, как для музыкального, так и для общего развития ребенка имеет слушание детских песен: таких как народные, лирические, плясовые, колыбельные, популярные детские песни и др. Развивая восприятие музыки у детей, мы способствуем формированию интереса и любви к ней. Музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитию музыкальных способностей, а также внимания.

Задачи: приобщение детей к пению. Основное средство музыкального воспитания. Развивает слух, память, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

1. Детей приучают прислушиваться к пению воспитателя и отвечать на него звуками своего голоса. Методика — воздействие певческой интонацией на эмоциональную сферу ребенка. При исполнении песни воспитатель смотрит на детей.

2. Затем учат ребенка подпевать отдельные звуки, окончания. Петь надо не громко. Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни, характер. Тексты песен должны быть простые и много повторений, тогда дети будут имеет возможность подпевать.

Первое, что появиться, это подговаривание. Затем появляется звукоподражание: «ав-ав», «мяу» и др. Третий этап, это слоговое пение «ля-ля», «баю-бай».

3. На третьем году жизни дети начинает припевать отдельные слова, а затем и небольшие предложения. Задача — развивать и укреплять певческие интонации. Учитывает объем словарного запаса. Многие слова незнакомы детям и не применяются в активном словаре.

Возможно изменения положения детей, поскольку объем внимание не велик, а утомляемость достаточно большая. При пении можно встать и походить по группе, если песня хороводного характера. Имитировать движения руками, что помогает запомнить и понять текст песенки, характер, выдержать ритм.

Не нужно замедлять темп песни, поскольку теряется связь между словами.

Методика разучивания песни:

1. Знакомство живое, или исполнение в записи. Предложить детям подпевать, повторяя за воспитателем глаза — в глаза, если внимание детей уже рассеялось на этом лучше завершить первый этап.

2. Повторное исполнение песни. Использование игрушки. Затем предлагается детям спеть повторяющие слова, или звукоподражания.

Роль и виды музыкальных игр и игрушек.

В качестве первых музыкальных инструментов для детей в возрасте около года, хорошо подходят звучащие шары. Любые шары с различным наполнителем. Для маленьких детей звучание таких шариков должно ярко различаться по тону и громкости звука.

Чтобы стучать, уже годовалому ребёнку подойдет небольшой барабан. Хорошо, если к барабану подобрать подходящие палочки — стучать не только ладошкой, но и разными предметами – веселый эксперимент, к тому, же полезный для развития моторики ребенка.

Не меньший интерес представляет для детей колокольчик или бубенчик. Мелодичный звон очень нравится деткам, тем более, если эта игрушка выглядит как веселый Петрушка.

С 2,5 лет к барабану можно присоединить бубен. Эта музыкальная игрушка хороша для развития внимания : два способа извлечения звука, сосредоточенные в одном инструменте, требуют от детей навыка быстрого переключения.

Кастаньеты и всевозможные «хлопушки» тренируют моторику кисти, а также позволяет использовать их в обычной сюжетной игре.

Порадует ребенка и свистулька или дудочка. Для детей раннего возраста особенно хороши ярко-раскрашенные народные игрушки, изображающие птичек, барашков, лошадей и пр.

Так же должен быть в арсенале ксилофон или металлофон. Эти игрушки открывают широкие возможности для музыкального экспериментирования и сюжетной игры.

Игры с музыкальными игрушками не только доставляют детям большую радость, но и очень полезны. Звучащие игрушки отражают действия детей, являясь для них своеобразным зеркалом, это способствует развитию самосознания. Кроме того, играя с такими игрушками, малыши учатся слушать и слышать, а еще соотносить собственные действия с их результатом, что способствует развитию моторной координации и общему физическому развитию.

Простое экспериментирование с музыкальными игрушками с малышами от 1,5 лет можно дополнять стишками, акцентирующими внимание детей на извлекаемых звуках. Что-нибудь, вроде бум-бум, барабан и динь-динь, колокольчик. Различение звуков, их повторение является важным элементом развития речи.

Хорошо играть в колокольчик или со звенящими шарами в группе детей от 2-х лет Игры можно организовать на полу, на матах, или на стульчиках, поставив их в кружок.

Детям, около трех лет, будут интересны задания по подбору пары. Можно использовать специальные наборы звучащих шаров или, например, пары бубенчиков разного размера.

Музыкальные игры :

Для детей раннего возраста очень важна эмоциональная сфера, поэтому лучшим видом деятельности для развития музыкальных способностей являются музыкальные игры, ведь для детей ничего не может быть интереснее, чем игра. Например: «весёлый бубен», «угадай что звучит», хороводные игры, «надень шляпу», «замри», «кошки- мышки», «чей колокольчик».

Игры на музыкальных инструментах. В каждой группе должен быть музыкальный уголок, в котором находятся: бубны, погремушки, металлофоны, детское пианино, аккордеон, неваляшка, губная гармошка, дудочки, молоточки-пищалки, бубенчики, маракасы. Все это детям необходимо для усвоения звучания разнообразных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте. Что воспитывает у детей слуховую сосредоточенность и развитие моторики рук.

Музыкально-ритмические движения.

Разнообразные движения по одному, с воспитателем, в парах. Что способствует запоминанию, детьми определённых движений, связанных с музыкой и ярким, положительным эмоциями.

Как и пальчиковые игры, они развивают моторику. Как мелкую, так и общую. Кроме того, они способствуют развитию внимания детей, помогают активизировать речь ребенка, развивают память и воображение.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Игра поднимает настроение, делает жизнь детей полной, удовлетворяет их потребность в активной деятельности.

Игра в соединении с музыкой – поистине золотое соединение, дающее огромные возможности для раннего музыкального развития и обучения детей.

Активизирование музыкальной деятельности детей :

1) в слушании музыки : побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;

2) в пении: приветствовать элементарное проявление певческой деятельности (подпевание отдельных слогов, звукоподражаний и простых слов);

В танцевальной деятельности: вызывать желание выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); участвовать в пляске по одному, в паре со взрослым, или сверстником;

В игровой деятельности заинтересовать простыми игровыми приемами. Содействовать элементарным музыкально – творческим проявлениям

Игры, развивающие восприятие музыки. С помощью классических и народных музыкальных произведений помогут вызвать у ребенка интерес к музыке, сформировать эмоционально – положительное отношение к ней.

«Развитие коммуникативных умений в период адаптации детей раннего возраста». Консультация для родителей «Развитие коммуникативных умений в период адаптации детей раннего возраста». На протяжении первого года жизни и всего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие речевых навыков детей раннего возраста» Нормы речевого развития дошкольников Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились.

Консультация для родителей «Влияние сказки на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Сенсорное воспитание детей раннего возраста Воспитатель: Кузнецова Н. Н. Консультация для воспитателей: » Сенсорное воспитание детей раннего.

Консультация для воспитателей. Развитие самостоятельной активной речи детей раннего возраста (2–3 года) Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством общения,.

Консультация-презентация для педагогов «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии» «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии». Консультация –презентация для педагогов. 2017. выполнила: Гусева М. А.

Консультация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее.

Музыкальное воспитание детей раннего возраста Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/ Нельзя терпеть.

Консультация «Музыкальное воспитание детей в семье» Музыкального воспитания детей в семье Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке.

Консультация «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация «Экологическое воспитание детей раннего возраста» Статья на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста» Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения.

Источники:

cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-razvitie-v-period-rannego-detstva

jliza.ru/rannee-muzyikalnoe-razvitie.html

ped-kopilka.ru/blogs/blog53810/muzykalnoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta.html

398.tvoysadik.ru/site/pub?id=804

www.maam.ru/detskijsad/muzykalnoe-razvitie-i-vospitanie-detei-ranego-vozrasta.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *