Интересные факты о классической музыке

композиторах классической музыки почти ничего не было известно за пределами небольшого круга друзей и знакомых в их родных городах, и что только после их смерти – и благодаря усердной работе их восхищенных друзей и родственников – их музыка завоевала ту славу, которой они пользуются сегодня.

Бетховен хотел покончить с собой в возрасте 28 лет

Интересные факты из жизни классических композиторов

Мы узнаем, как “угрюмый, неуступчивый, эксцентричный, раздражительный и мрачный” Бетховен размышлял о самоубийстве после того, как потерял слух в возрасте 28 лет. В посмертном письме к своему брату композитор жалобно писал: “С ранних лет я был вынужден отделиться от мира и жить в одиночестве. Если время от времени я бросаю вызов своему положению и иду в компанию, как остро я ощущаю ее убогость! …О, это были моменты, которые почти доводили меня до отчаяния; мало что могло заставить меня покончить с жизнью собственными руками”.

Бетховен и Моцарт умерли в бедности

Несмотря на то, что оба композитора обрели всемирную славу в течение своей жизни, последние годы жизни они провели в бедности. Моцарт сильно погряз в долгах, и его творчество больше не пользовалось популярностью, в то время как Бетховен, все более ухудшая свое здоровье и, очевидно, испытывая большую финансовую нужду, написал в Лондонское филармоническое общество с просьбой организовать концерт в его пользу. Общество немедленно прислало ему подарок в размере 100 фунтов стерлингов, чтобы попытаться облегчить его страдания.

Вольфганг Амадей Моцарт – полное имя Иоганн Хризостомус Теофиллус Готлиб Сигизмундус.

Моцарт умел писать ноты раньше, чем слова.

Лист безумно влюбился в молодую парижскую графиню.

Кому не может не понравиться описание в некрологе 1886 года, посвященном подростку Ференцу Листу и его приему во Франции около 60 лет назад: “Маленького Листа боготворила элита парижских дам, и у него был паспорт в избранные круги… живой мальчик, полный озорства и веселья”. Позже мы узнаем, что его “преждевременная страсть” к молодой парижской графине привела к “разочарованию в любви и побудила его к нездоровым привычкам… [и] жестокому приступу злобы века”. Он читал Руссо, Вольтера, Байрона, Дюпена и стал жертвой сомнений и отчаяния. Затем он погрузился в удовольствия Парижа (“этого города погибели”…), оставил церковь и стал посещать увеселительные заведения”.

Ференц Лист – один из самых известных преподавателей фортепиано всех времен.

Лист был настолько популярен, что женщины падали в обморок на его концертах.

Премьера “Мессии” Генделя в Англии была неудачной.

Трудно поверить, учитывая ее огромную популярность сегодня, но мы узнаем, как Гендель, вступив в бесполезную борьбу за первенство в постановке опер в Лондоне XVIII века, поставил там свою любимую “Мессию”, но она была “холодно принята” публикой. Разгневанный и практически без гроша в кармане, он бежал в Дублин, чтобы использовать ее в благотворительном концерте для городской тюрьмы, где ее оценили по достоинству, и это мнение позже разделил весь мир.

И Бах, и Гендель пострадали от неудачной операции на глазах, проведенной шарлатаном-офтальмологом по имени Джон Тейлор. Гендель потерял зрение, Бах умер.

Гендель написал более 40 опер и множество инструментальных и оркестровых произведений, поэтому считается, что он написал больше музыкальных нот, чем любой другой композитор.

Клара Шуман

Это одна из немногих женщин-композиторов до 20 века, о которых слышали большинство музыкантов.

Хильдегард фон Бинген

Немецкая бенедиктинская настоятельница, писательница, композитор, философ, христианский мистик, провидица и эрудит. Она считается основательницей научного естествознания в Германии и была первой известной женщиной-композитором.

Музей фактов

Почему «мотив судьбы» использовался в качестве символа победы странами антигитлеровской коалиции?

Знаменитый «мотив судьбы» из начала Пятой симфонии Бетховена можно сопоставить с тремя точками и одним тире в азбуке Морзе, то есть латинской буквой V. Поэтому основную тему симфонии использовали в качестве символа победы (от слова «victory») страны антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне.

Сколько музыкантов и композиторов произошло из семьи Бахов?

Сколько музыкантов и композиторов произошло из семьи Бахов?

Иоганн Себастьян Бах был не единственным талантом в своей семье. Бахи дали миру более 50 известных музыкантов и несколько замечательных композиторов. Сам Иоганн Себастьян был признан наиболее выдающимся из них намного позже своей смерти. В последние же годы жизни Иоганна Себастьяна его больше почитали за воспитание Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее.

Какой композитор умер от неправильного движения прототипа дирижёрской палочки?

Какой композитор умер от неправильного движения прототипа дирижёрской палочки?

До рубежа 18-19 веков в оркестрах не было привычного нам дирижёра с палочкой, а такт отбивал сам композитор либо один из музыкантов каким-нибудь инструментом или кивками головы. Для одного из композиторов 17 века, создателя французской национальной оперы Жана-Батиста Люлли, трость для отбития такта стала причиной смерти. Он поранил ногу наконечником трости во время концерта, и развившаяся из раны гангрена привела к летальному исходу.

Чьи ноты могут читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, образуя дуэт двух скрипок?

Чьи ноты могут читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, образуя дуэт двух скрипок?

Среди приписываемых Моцарту произведений есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

Кто начал писать музыку в пять лет?

Кто начал писать музыку в пять лет?

Трёхлетний Вольфганг Амадей Моцарт не только с интересом наблюдал за уроками игры на клавесине, которые отец давал его семилетней сестре, но и сам пытался подобрать созвучия, садясь за инструмент. Впечатлённый отец вскоре начал разучивать небольшие произведения и с сыном. А в пять лет Моцарт начал сам сочинять небольшие пьесы.

Какой оркестр и почему первым в мире отказался от дирижёра?

Какой оркестр и почему первым в мире отказался от дирижёра?

С момента обособления роли руководителя музыкантов во время концерта все мировые оркестры на протяжении 19 века выступали с дирижёром. Первым оркестром, снова отказавшимся от дирижёра, стал в 1922 году московский Персимфанс (сокращение от Первый симфонический ансамбль). Главной причиной его создания стала идеология нового государства, возвеличивающая коллективный труд. Персимфанс имел признание и просуществовал десять лет. Позже его пример переняли другие ансамбли, и сегодня оркестры без дирижёра успешно существуют в Амстердаме, Нью-Йорке, Сан-Франциско и других уголках планеты.

Какая консерватория носит имя композитора, которому отказала в приёме?

Какая консерватория носит имя композитора, которому отказала в приёме?

Миланская консерватория носит имя Джузеппе Верди, хотя в 1833 году отказала ему в зачислении. 18-летнего Верди сочли слишком взрослым для поступления и обвинили в неправильной технике осанки. Ещё одним фактором против зачисления стало его иностранное подданство, так как Верди был родом из Пармского герцогства.

Как назвал Лунную сонату сам Бетховен?

Как назвал Лунную сонату сам Бетховен?

Сонате для фортепиано, известной как «Лунная», сам Бетховен никакого названия не давал. Она числилась под номером 14 и имела подзаголовок «В духе фантазии». Уже после смерти композитора критик Людвиг Рельштаб сравнил первую часть сонаты с лунным светом над Фирвальдштетским озером, а затем эпитет «Лунная» закрепился за всем произведением.

На основе чего были выбраны длительность звучания и диаметр компакт-диска?

На основе чего были выбраны длительность звучания и диаметр компакт-диска?

Согласно официальной версии компании Philips, вместимость компакт-диска была выбрана японскими разработчиками так, чтобы на нём полностью поместилась девятая симфония Бетховена — любимое произведение вице-президента Sony. Однако по свидетельству одного из инженеров, непосредственно причастного к созданию нового носителя, итоговый диаметр 12 см стал результатом простого компромисса между Philips и Sony, а легенду про Бетховена придумали позднее.

Кто умеет определять музыку на пластинках без её прослушивания?

Кто умеет определять музыку на пластинках без её прослушивания?

Американский врач Артур Линтген обладает уникальной задокументированной способностью — он умеет определять классическое оркестровое музыкальное произведение на виниловой пластинке без её прослушивания. Сначала он по контурам и впадинам дорожки распознаёт места, где музыка тише или громче, а также длительность каждой части произведения, а затем сопоставляет результат с обширной базой знаний европейской классической музыки из своей головы. Способности Линтгена не безграничны — по его словам, он плохо определяет музыку добетховенской эпохи, так как она слишком однородна по своей структуре.

Какой композитор писал музыку, будучи глухим?

Какой композитор писал музыку, будучи глухим?

Бетховен начал терять слух в возрасте 26 лет. На момент написания знаменитой симфонии № 9 композитор был абсолютно глух. Он присутствовал на её первом исполнении, но не услышал оваций в свой адрес, так как стоял спиной к залу. Только после того, как одна из певиц его развернула, Бетховен увидел рукоплескания публики.

Каким желанием музыкантов оркестра был вдохновлён Гайдн, сочиняя «Прощальную симфонию»?

Каким желанием музыкантов оркестра был вдохновлён Гайдн, сочиняя «Прощальную симфонию»?

Множество работ Йозефа Гайдна были сочинены по заказу его покровителя, венгерского князя Миклоша Эстерхази. Знаменитую «Прощальную симфонию» Гайдн написал во время нахождения в княжеской летней резиденции вместе с придворным оркестром. Пребывание затянулось значительно дольше, чем предполагали музыканты, которые уже хотели вернуться к своим семьям. Поэтому Гайдн и сделал такое необычное завершение симфонии: музыканты по очереди гасили свечи и покидали свои места. Князь, видимо, понял намёк и на следующий день отправил оркестр домой.

Интересные факты и легенды мировой классической музыки

Классическая музыка, зародившись в далекую эпоху средневековья и сопровождавшая человечество вплоть до современности, вобрала в себя множество интересных историй, вошедших в сокровищницу мировой художественной культуры.

Многим известно имя итальянского скрипача-виртуоза Николо Паганини. Современники называли его «скрипачом дьявола» и даже после его смерти в 1840 году римская церковь еще долгое время запрещала проводить его похороны. Ходили слухи, будто Николо продал свою душу дьяволу в обмен на дар виртуозного владения скрипкой. Даже существует факт, как на одном из выступлений прославленного виртуоза один из зрителей увидел, будто дьявол, стоявший за Николо управлял руками маэстро. А на следующий день журналисты вполне серьезно обвиняли Николо в сговоре с нечистым.

Но никто не мог отрицать, что Николо Паганини был гением: он изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне.

Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле эту идею подсказала музыканту одна его поклонница. Прослушав, как Паганини виртуозно сыграл композицию «Дуэт двух влюбленных» на двух струнах, она подошла к нему и сказала:

— Маэстро, вы совершенно не оставляете шанса другим музыкантам превзойти вас. Пожалуй, это сможет сделать лишь тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!

Паганини запомнил ее слова и спустя несколько недель исполнил сонату на одной струне. Весть об этом неслыханном событии быстро облетела город и дошла до самых простых его жителей. Однажды музыкант опаздывал на концерт и нанял извозчика, который, узнав знаменитость, заломил за проезд цену в десять раз выше обычной. На недоуменный вопрос седока кучер спокойно ответил:

— Ведь вы сейчас возьмете с каждого из слушателей по десять франков за возможность послушать, как вы играете на одной струне.

— Хорошо, — не растерялся Паганини, — я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.

В жизни Людвига Ван Бетховена было много испытаний: тяжелое детство, раннее сиротство, годы мучительной борьбы с болезнью, разочарования в любви и предательство близких. Но чистая радость творчества и уверенность в собственном высоком предназначении помогли гениальному композитору выстоять в борьбе с судьбой.

Первые признаки глухоты у него появились к 1801 году. И несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. В 1817 году Бетховен у известного производителя Страйхера заказывает рояль, настроенный на максимальную громкость, а другого производителя – Графа просит изготовить резонатор, чтобы инструмент звучал еще громче.

Кроме того, Бетховен выступал на концертах. Так, в 1822 году, когда композитор уже полностью оглох, он пытался дирижировать при исполнении своей оперы «Фиделио», но потерпел неудачу: не смог добиться синхронности с оркестром.

Но глухота оказалась не только трагедией, но и бесценным даром: отрезанный от внешнего мира, композитор развивает в себе невероятный внутренний слух, и из-под его пера выходят все новые и новые шедевры. Так, одним из последних произведений композитора является знаменитая Девятая симфония, премьера которой состоялась в 1824 году.

7 интересных фактов о великих русских композиторах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Русская классическая музыка - кладезь талантов.

Сегодня мировая классическая музыка просто немыслима без произведений русских композиторов, хотя отечественная композиторская школа появилась только в 19 веке. О каждом из знаменитых людей можно рассказывать бесконечно. Прокофьев, например, гениально играл в шахматы, Бородин был профессором химии, а Рахманинов настолько щепетильно относился к своим рукам, что обувь ему надевала супруга. Сегодня – самые интересные факты из жизни и творчества русских композиторов.

Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки

Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.

Михаил Иванович Глинка.

Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.

А вот премьера второй оперы композитора — «Руслан и Людмила» — принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки – 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.

Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: « Полной автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали ». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин « в четверть часа под пьяную руку ». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.

Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.

Прокофьев придумал особый вид шахмат

Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.

Сергей Сергеевич Прокофьев.

Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена «вредной». Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы – доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.

Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими постами.

Скрябин — создатель светомузыки

Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке. Его глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной жизни в начале XX века.

Александр Николаевич Скрябин.

Так, в партитуру написанной им симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию для света. Но премьера из-за технических неполадок прошла без световых эффектов.

Кембридж удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации

Пётр Ильич Чайковский – одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых высот.

Пётр Ильич Чайковский.

Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.

Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: « Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку! »

Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академии Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.

Римский-Корсаков умер из-за своей оперы

Николай Андреевич Римский-Корсаков — известный дирижёр, музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель. Сын крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной певческой капеллы.

Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.

Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.

Первая постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора — 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»: « Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина »

Композитор Бородин основал Русское химическое общество

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.

Александр Порфирьевич Бородин.

Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов.

Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.

Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов

Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший мировой композитор – покинул Россию в 1917 году и осел в США. Практически 10 лет после отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком , стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.

Сергей Васильевич Рахманинов.

У Рахманинова была уникальная особенность – самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш, а левой рукой брал совершенно свободно аккорд «до ми-бемоль соль до соль». При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.

Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»

Интересный факт
Оркестр Военно-воздушных сил Норвегии записал компакт-диск с произведениями русских и советских композиторов, а 18 апреля 2013 году в Тронхейме состоялся концерт. Это уже третья часть «русского репертуара» оркестра норвежских ВВС. Альбом называется «Сталинградская битва», а главное произведение — сюита Хачатуряна из одноименного советского фильма режиссёра Петрова. На диске собраны другие произведения Хачатуряна, и произведения Дмитрия Кабалевского, Рейнгольда Глиэра и Римского-Корсакова.

Это может показаться невероятным, но канадский фотограф Бенджамина фон Вон исполнил симфонию на тридцати фотоаппаратах Nikon.

Девять фактов о классической музыке

Доктор, который всегда доступен, помощник в сложных делах, врачеватель души, прекрасное времяпрепровождение, хобби и работа, величайшее из искусств — музыка. Сегодня Вы узнаете несколько фактов о классической музыке.

Доктор, который всегда доступен, помощник в сложных делах, врачеватель души, прекрасное времяпрепровождение, хобби и работа, одно из величайших искусств — музыка.

Вот несколько интересных фактов о классической музыке.

1. Миланская консерватория носит имя Джузеппе Верди, хотя по идее не должна. Дело в том, что юному Верди в 1833 году эта же консерватория отказала в зачислении, аргументировав, что он не только на 4 года старше принимаемых и не является гражданином Ломбардо — Венецианского королевства, но и абсолютно лишен таланта.

2. Говорят, император Николай I не любил музыку и в качестве наказания для офицеров предлагал им выбрать между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки.

3. На момент написания своей знаменитой девятой симфонии Бетховен был абсолютно глух. Вообще говоря, девятая симфония была роковой, и не только для Бетховена. Существует суеверие о проклятии девятой симфонии. Дескать, начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший 9-ю симфонию, вскоре умирает.

4. Вольфганг Амадей Моцарт начал писать музыку с 5 лет. Он был великим композитором, написал огромное количество произведений. Его «лебединой песней» стал Реквием. Мало кто знает, что на самом деле знаменитый Реквием — плод коллективной работы. Над ним работали, кроме самого Моцарта, в первую очередь его ученик и, кстати, также ученик соперника Моцарта, его врага — Сальери — Франц Ксавер Зюссмайр, ученики Фрайштедтер и Айблер, а также Максимилиан Штадлер. Кроме того, музыковеды нашли несколько прообразов моцартовского Реквиема: в частности, считается, что «Kyrie» заимствован у Карла Филиппа Эммануэля Баха и у Генделя, «Rex tremendae» — у Чимарозы, «Приношение даров» — у Михаила Гайдна, «Agnus Dei» — у Госсека. Таким образом, мы имеем целую плеяду авторов и вдохновителей моцартовского Реквиема. В алфавитном порядке: Айблер, Карл Филипп Эммануэль Бах, Михаил Гайдн. Георг Фридрих Гендель, Франсуа-Жозеф Госсек, Франц Ксавер Зюссмайр. Моцарт, Фрайштедтер, Чимароза, Штадлер — по крайней мере, одиннадцать человек. (источник www.wirade.ru )

5. Иоганн Себастьян Бах был не единственным талантом в своей семье. Бахи дали миру более 50 известных музыкантов и несколько замечательных композиторов. Сам Иоганн Себастьян был признан наиболее выдающимся из них намного позже своей смерти. В последние же годы жизни Иоганна Себастьяна его больше почитали за воспитание Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. (источник wikifact.ru )

6. Вернемся к Бетховену и его девятой симфонии. Оказывается, по официальной версии компании Philips, это произведение имеет прямое отношение к вместительности компакт-диска. Симфония — любимое произведение вице-президента Sony, поэтому разработчики сделали так, чтобы на лиске она помещалась полностью. Правда, по свидетельству одного из инженеров, непосредственно причастных к созданию нового носителя, итоговый диаметр 12 см стал результатом простого компромисса между Philips и Sony, а легенду про Бетховена придумали позднее.

7. А знаете ли вы, что можно стать исполнителем классической музыки, не зная нотной грамоты? Конечно в современной музыкальной жизни это скорее исключение из правила. Самым известным таким исключением был Лучано Паваротти, не скрывавший, что почти не умеет читать ноты. Слух и собственная система разучивания оперных партий помогли ему несмотря ни на что стать одним из величайших теноров XX века. Но все-таки верность нотному оригиналу сегодняшние исполнители считают чем-то само собой разумеющимся, а вот в эпоху барокко каждый музыкант был даже обязан придавать тому, что зафиксировано в нотах, свои собственные украшательства. Музыкант, не включивший в свое исполнение ни одной импровизации, считался бы в те времена скучным. Позже так же поступал Ференц Лист: играя сочинения других композиторов, он относился к ним свободно и раскованно. В 1838 году писали: «Он может играть сегодня так, а завтра иначе. Играет всегда Лист, но душа у него каждый раз другая». (источник: Дэниел Хоуп. Когда можно аплодировать? )

8. Интересно, что в мире классической музыки до сих пор возможны открытия. Казалось бы, наследие Антонио Вивальди (1678-1741 гг.) известно поклонникам классики до последней ноты, но, оказывается, в его творчестве есть и белые пятна. В 2010 году в Национальном архиве Шотландии была найдена партитура пропавшего концерта Вивальди для флейты, альта, двух скрипок и контрабаса. Копию, около 300 лет назад сделанную неизвестным переписчиком с концерта «Великий Могол», атрибутировал сотрудник Саутгемптонского университета Эндрю Вулли. Манускрипт находился в архиве маркизов Лотиан. Третий маркиз, Роберт Керр, был флейтистом-любителем и, видимо, приобрел рукопись во время «большого путешествия» по Европе, которое дети дворян предпринимали, чтобы ознакомиться с мировой культурой. «Великий Могол» – это один из четырех «национальных» (носят названия стран) концертов, три из которых – «Франция»,»Испания» и «Англия» – пока не найдены. (Источники: Атлас «Целый мир в твоих руках»; Журнал «Вокруг света»)

9. Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля минор». Похоже на плей-лист классического сборника? Некоторые психотерапевты утверждают, что так вполне мог бы выглядеть и их медицинский рецепт: любое из этих произведений способствует уменьшению раздражительности, нервного возбуждения и агрессивности.

Источники:

dtf.ru/u/485729-iluha/1048719-interesnye-fakty-iz-zhizni-klassicheskih-kompozitorov

facts.museum/classical-music

www.sites.google.com/view/musicsoh4/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8

kulturologia.ru/blogs/091213/19462/

www.ikirov.ru/news/23742-devyat-faktov-o-klassicheskoy-muzyke

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *